проект ЕС-ООН «Профилактика неинфекционных заболеваний, продвижение здорового образа жизни и поддержка модернизации системы здравоохранения в Республике Беларусь (БЕЛМЕД)»

КАК ГРАМОТНО ОЦЕНИТЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

Два дня, 12 и 13 декабря, в СШ № 30 г. Бобруйска проходил тренинг, на котором бобруйским специалистам представилась возможность повысить свою компетенцию в области мониторинга и оценки профилактической деятельности среди молодежи. Обучение прошли 20 бобруйских специалистов, среди которых – педагоги социальные, психологи, волонтеры МПН, а также специалист по профилактической деятельности из Бобруйского зонального центра гигиены и эпидемиологии. А провели мероприятие тренеры-консультанты Международного просветительского общественного объединения «АКТ» Людмила Близнюк и Юлия Станкевич.

Этот тренинг состоялся в раках реализации инициативы «Привычка – быть здоровым». Данная инициатива стала победителем первого конкурса инициатив, направленного на профилактику неинфекционных заболеваний и продвижения здорового образа жизни на местном уровне. Конкурс был проведен программой развития ООН в Беларуси в рамках реализации проекта БЕЛМЕД, который финансируется Европейским Союзом и реализуется ПРООН, ВОЗ, ЮНИСЕФ и ЮНФПА в сотрудничестве с Министерством здравоохранения Республики Беларусь. В Бобруйске инициатива «Привычка - быть здоровым» реализуется Бобруйским городским отделением «Матери против наркотиков» в партнерстве с отделом образования Бобруйского горисполкома. Инициатива уникальна тем, что из 16 инициатив – победителей двух конкурсов – эта инициатива единственная направлена на профилактику употребления психоактивных веществ среди молодежи. Именно поэтому тренинг, организованный в рамках инициативы, особенно важен.

Тренинг начался со знакомства и заполнения анкеты на главную тему дня: мониторинг и оценка профилактической деятельности среди молодежи. Этим простым действием участники «убили двух зайцев»: во-первых, определили свой начальный уровень знаний по теме тренинга, а во-вторых, сразу же испытали на себе один из приемов этой самой оценки деятельности. Как? Дело в том, что в конце тренинга все участники снова заполнят точно такую же анкету и таким образом определят – что же изменилось в их знаниях? Что они изучили нового? Какие умения приобрели? Это сравнение и станет оценкой их деятельности на тренинге. И кстати, такой способ каждый специалист может использовать и при проведении собственных подобных мероприятий на любые другие темы.

– Мы хотим помочь вам посмотреть на свою работу по-другому и откорректировать ее в лучшую сторону, – сказала тренер-консультант МПОО «АКТ» Юлия Станкевич. – Мы объясним вам, как нужно грамотно планировать профилактическую деятельность и как можно измерить ее результаты. Вы узнаете, эффективно ли вы все это время сами работали в области профилактики употребления ПАВ и насколько эффективно работают другие специалисты.

Для начала участники тренинга согласовали для себя понимание терминов «мониторинг и оценка» и «качество профилактической деятельности». Специалисты выяснили, что в ходе их профилактики до подростков и молодежи не просто должна быть донесена какая-то информация, а важно то, как эта информация ими воспринимается, какие изменения происходят у данной целевой группы, а впоследствии – как изменяется сама проблемная ситуация. Именно по этим показателям можно определить качество профилактической работы.

Чтобы понять, как это работает на практике, участникам было предложено несколько смоделированных ситуаций, в которых они должны были определить качество профилактической работы. Например, они проработали ситуацию, где профилактическая деятельность была направлена на то, чтобы зависимые люди при употреблении наркотических средств пользовались одноразовыми иглами и шприцами. Как выяснилось, в этом случае специалистам важно не просто побеседовать с зависимыми людьми, организовать выдачу бесплатных игл и шприцов или провести другие профилактические мероприятия, а убедиться, что вся эта деятельность была не напрасной. Как это сделать? К примеру, можно провести опрос среди конкретной группы лиц, через который узнать, использовали ли они при последней инъекции одноразовый инструментарий или нет? Как изменился процент положительных ответов до профилактики и после? Это соотношение и будет оценкой профилактической работы.

Конечно, для грамотного мониторинга своей (да и чужой) деятельности важно изначально установить, по какому индикатору специалист будет определять качество всей работы. Индикатор в общем понимании этого слова – это показатель, отображающий изменения какого-либо параметра контролируемого процесса. В нашем случае индикатор – это целая информационная система, которую специалист должен сформировать перед началом профилактической работы, чтобы в дальнейшем по нему дать правильную оценку своей деятельности. Практически весь второй день работы тренинга участники учились работать с индикаторами.

Для начала специалисты установили, каким должен быть индикатор в профилактической работе. Во-первых, он должен поддаваться подсчету. Также индикатор должен всеми одинаково пониматься и измеряться. Еще один важный параметр – он должен измерять только какой-то один процесс, а не несколько. Также индикатор, разумеется, должен измерять именно тот результат, на который направлена профилактическая деятельность. Ну и желательно, чтобы индикатор можно было посчитать своевременно и без неоправданных затрат.

Как это применить на практике? Если вернуться к предыдущему примеру про одноразовые шприцы и иглы, то индикатор будет исчисляться процентным соотношением, о котором написано выше, также он будет измерять один процесс, а именно – отказ от многократного использования одноразовых шприцов, и посчитать его будет не так сложно: всего лишь провести опрос среди конкретной группы людей.

Подобный индикатор следует устанавливать любому специалисту при проведении своей профилактической деятельности.

На тренинге с мониторинговым визитом поприсутствовали координатор инициатив проекта «Профилактика неинфекционных заболеваний, продвижение ЗОЖ и поддержка модернизации системы здравоохранения» в Республике Беларусь (БЕЛМЕД) Татьяна Снитко и региональный координатор инициатив по Могилевской области Алена Котляревская.

– Мы приехали посмотреть, что уже создано в рамках инициативы, какие есть достижения на сегодняшний день, – рассказала Татьяна Снитко. – Очень рада видеть, что этот тренинг вызвал такую большую заинтересованность участников. Я успела почитать отзывы по итогам первого дня – они все восторженные. Здорово! Тренинг такого уровня – достижение организации, которая реализует инициативу, и прекрасных тренеров. Мы давно с ними сотрудничаем и неоднократно убеждались, что Людмила и Юлия очень компетентны в вопросах, которые касаются мониторинга и оценки профилактических программ. Очень надеемся, что это мероприятие пойдет на пользу местным организациям и специалистам, которые работают в сфере профилактики.

– Было очень приятно проводить тренинг для такой мотивированной группы, – поделилась своими впечатлениями тренер-консультант МПОО «АКТ» Людмила Близнюк. – Бобруйские специалисты действительно неравнодушны к своей работе. Они заинтересованы в повышении своей квалификации, – считает Людмила.

– Этот тренинг помог мне сформировать структуру профилактической работы, я научилась правильно оценивать ее качество, – подвела в конце тренинга свой личный итог врач-валеолог Бобруйского зонального центра гигиены и эпидемиологии Людмила Потапенко. – Я однозначно приобрела новый опыт и умения.

– Я получила столько новой полезной информации! – рассказала еще одна участница тренинга, педагог-психолог средней школы №6 Марина Щетько. – Раньше мне был важен сам факт проведения профилактических мероприятий. Для меня уже это и являлось результатом работы: например, я считала, сколько подобных мероприятий провела, и все на этом. Я никогда толком не задумывалась о том, какого же эффекта достигаю. Как я меняю ситуацию благодаря своей работе и меняю ли вообще? Что дальше происходит с моей группой подростков и молодых людей? Теперь же я узнала, как нужно оценивать профилактическую работу, как следить за дальнейшим изменением ситуации. Уже не терпится применить полученные знания на практике. Безусловно, я буду использовать все эти методы в своей работе. Спасибо большое и тренерам, и организаторам! Все как всегда на высочайшем уровне!

Анастасия РЕКИШ

Предоставленная информация отражает точку зрения авторов, которая может не совпадать с официальной позицией Программой развития ООН и Европейского Союза
РОО «Матери против наркотиков» © 2013 - 2018