КАК СОЗДАТЬ В БОБРУЙСКЕ МОЛОДЕЖНОЕ ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ? |
Чего не хватает в Бобруйске для развития молодежного волонтерского движения? Чтобы ответить на этот и другие вопросы, 14 декабря в офисе Бобруйского городского отделения РОО «Матери против наркотиков» прошла рабочая встреча. В ней приняли участие пятнадцать человек, среди них не только специалисты и волонтеры общественного объединения, но и представители учреждений образования города, врач-валеолог и психолог зонального центра гигиены и эпидемиологии, а также заведующий сектором идеологической работы и по делам молодежи Бобруйского горисполкома. Все вместе они обсудили, как в Бобруйске развить волонтерское движение.
Провела встречу координатор по профилактической работе и специалист по социальной работе, тренер Наталья Кихилевич-Ковалева. Для начала она поделилась опытом волонтеров Витебского городского отделения РОО «Матери против наркотиков». Как оказалось, в нашей «северной столице» существует много различных направлений профилактической волонтерской деятельности по работе с молодежью. Например, там работает такой необычный для Бобруйска метод – форум-театр. Если в классическом театре зритель наблюдает за тем, что происходит на сцене, то в форум-театре зритель может сам выйти на сцену и сыграть вместо какого-то актера. Как объяснила Наталья, смысл этого метода в том, чтобы поднимать в постановках форум-театра такие ситуации, в которых молодежь испытывает давление или манипуляцию и обсуждать это как бы со стороны, в искусственно созданной безопасной обстановке.
– Мы наблюдаем невероятный эффект! – поделилась Наталья. – Мы не просто даем информацию, а создаем атмосферу, в которой дети начинают открываться и говорить о своих проблемах, о своих чувствах. Мы готовы поделиться своими наработками, чтобы в дальнейшем организовать форум-театр и в Бобруйске.
Также для популяризации волонтерского движения и для того, чтобы дать более серьезный смысл волонтерской деятельности, в Витебске открыли Школу волонтера, в которой желающие могут обучаться тому, как правильно проводить с молодежью мероприятия, которые направлены на профилактику употребления ПАВ. Школа работает по двум программам: для молодых людей и для людей возраста «55+».
– Оказалось, пенсионеры – удивительный ресурс! Это люди с огромным профессиональным и жизненным опытом, которые хотят что-то делать, но не знают, как и где, – рассказала Наталья. На протяжении четырех месяцев они учились, потом три-четыре месяца у них была практика. Таким образом, 52 человека прошли эту школу. Кстати, одной из студенток – 87 лет, и она не только была волонтером, но также играла и в форум-театре.
– Проводя с молодежью профилактические беседы, мы замечаем, что они уже не могут слышать про наркотики и алкоголь», – говорит Наталья. – Молодые люди дают социально-правильные ответы на наши вопросы о вредных веществах, но такие разговоры у них уже набили оскомину. Они не хотят больше про это слушать! До молодежи нужно доносить подобную важную информацию по-другому! Поэтому мы сейчас говорим об изменении качественного уровня профилактической работы.
Как рассказала Наталья, один из способов этого достичь – применить метод работы с молодежью, когда «равный обучает равного». Что это значит? Это когда профилактическую информацию о вреде ПАВ молодым людям рассказывает не педагог или психолог, а другой молодой человек.
– Когда сама молодежь проводит такие занятия, а не педагоги, эффект в разы сильнее! – уверена Наталья. – Педагоги уже, как правило, «в системе», у них выработан определенный посыл в подаче материала, они не могут быть на равных с молодежью. А подход «равный – равному» воспринимается так: «мы не учим жизни, а просто делимся важным и интересным». Но чтобы осуществить этот метод, молодой человек, конечно, для начала должен сам владеть информацией, а также он должен уметь правильно ее подать. Для этого нужно организовать специальные тренинговые программы, после которых молодые люди (например, студенты) будут проводить тренинговые занятия и профилактические беседы в средних школах (например, у старшеклассников). Как создать такое волонтерское движение? Об этом и задумались участники рабочей встречи.
Самый первый этап – подбор молодых людей. Чтобы его организовать, нужно знать, почему люди вообще становятся волонтерами? Конечно, в первую очередь – это желание помочь. Но еще одним мотивом может быть реализация себя: волонтеры развивают компетенцию по самым разным вопросам, развивают свои таланты. Часто многие молодые люди очень быстро соглашаются стать волонтером, но потом оказывается, что они на самом деле не хотят этим заниматься, для них слишком сложно...
– Чтобы преодолеть проблему, нужно охватить большее количество молодых людей. Мы работаем с Витебским университетом, набираем волонтеров сразу на первом курсе, – говорит Наталья. – Что касается работы в Бобруйске, я думаю, работа с учреждениями образования среднего звена ничем не хуже. Как мы можем сделать совместное волонтерское движения? Нам нужно составить конкретный план, – предложила Наталья всем собравшимся. Далее в ходе рабочей встречи специалисты БГРО РОО «Матери против наркотиков» и представители учреждений образования города поделились друг с другом своими ожиданиями и предложениями друг от друга для дальнейшего создания волонтерского движения.
– Мы ожидаем от учреждений образования, что сможем с вашей помощью подобрать учащуюся молодежь для привлечения к волонтерскому движению, – сказала руководитель Бобруйского отделения БГРО РОО «Матери против наркотиков» Алена Супряга. – Также мы ожидаем от вас рекламу наших совместных мероприятий на ваших ресурсах, организацию подростков из группы риска для проведения профилактических занятий, предоставление помещений, проведение совместных мероприятий. Что мы вам можем предложить в ответ? Бесплатное обучение подростков и молодежи на специальном курсе (организацию которого мы как раз сейчас и продумываем на этой рабочей встрече), новый опыт работы, проведение регулярных профилактических мероприятий для подростков и молодежи на базе ваших учреждений или у нас в офисе, помощь в проведении тематических акций, участие девушек в творческой мастерской и киноклубе, можно также сделать отдельно и для парней киноклуб.
– Педагогам тоже можно вместе с молодежью обучаться! – подсказала Наталья. – Когда вы вместе учитесь, это безумно интересно! Обучение, которое мы предлагаем, займет всего три дня, а потом будет практика. Думаю, лучше искать волонтеров от 15 до 19 лет.
– Я знаю, что в автотранспортном колледже есть молодые люди, желающие стать волонтерами, ¬¬¬– поделилась воспитатель общежития автотранспортного колледжа Михеева Галина Васильевна – Но акцент на этом раньше не делался, и они свое желание реализовывали только отчасти: многие наши учащиеся помогают ветеранам, ездят в детские дома… Но вот такое направление будет для них новым и, я думаю, очень интересным!
– Удобный способ сделать первый «срез», чтобы найти желающих поучаствовать, – анкетирование с вопросами к молодежи о том, хотят ли они стать волонтерами, – предложила педагог-психолог средней школы №6 Марина. – Я, например, могу провести в нашем учреждении. – Это, действительно самый быстрый и удобный метод, – подтвердила Наталья. – Кстати, запустить анкетирование можно также через СМИ.
Участники рабочей встречи составили совместный план по реализации такого волонтерского движения, которым могут воспользоваться все желающие, готовые повторить этот опыт. Для начала нужно организовать пробные тренинговые занятия с уже имеющимися волонтерами. Второе – продумать рекламу, информационную кампанию этому волонтерскому движению. Можно, например, определить премию «Волонтер года». Третий этап – подбор волонтеров, которые потом будут проходить обучение. Далее – собственно, само обучение и практика. Также можно и нужно организовывать рабочие встречи волонтеров, где они будут обсуждать, с какими трудностями столкнулись, где они смогут побеседовать между собой, почувствовать себя одним целым.
– Нужно охватить не только городские, но и сельские школы, – предложила врач валеолог и психолог Бобруйского зонального центра гигиены и эпидемиологии Людмила. – Там дети очень отзывчивые. Они слушают, им это очень интересно! Они более активные, чем городские ребята. Конечно, в конце всех мероприятий полезно провести мониторинг своей деятельности и оценку. – После этой встречи я по-новому посмотрела на волонтерство, как на цельную большую систему, – сказала мастер производственного обучения Бобруйского государственного торгово-экономического колледжа Екатерина.
– У меня в голове был такой хаос, а сейчас произошло открытие – мы установили конкретный план! – поделилась своими впечатлениями педагог-психолог средней школы №6 Марина. – Работать в такой дружной команде – это классно! Сразу столько идей от каждого! Очень приятно, когда каждый делает общее дело! Я надеюсь, все вместе мы сможем организовать такое волонтерское движение в Бобруйске, какого у нас пока не было.
Рабочая встреча проводилась в рамках реализации инициативы «Привычка – быть здоровым» проекта «Профилактика неинфекционных заболеваний, продвижение здорового образа жизни и поддержка модернизации системы здравоохранения в Республике Беларусь» (БЕЛМЕД), финансируемого Европейским Союзом и реализуемого ПРООН, ВОЗ, ЮНИСЕФ и ЮНФПА в сотрудничестве с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Анастасия РЕКИШ